История поселка Иваньково

 

История села Иваньково тесно связана с историей возникновения Толгского монастыря.

Согласно благочестивой легенде в 1314 году епископ Ростовский и Ярославский Прохор, в схиме Трифон, возвращался из Белозерских краев по Волге и заночевал недалеко от Ярославля, на возвышенном берегу, против впадения в Волгу реки Толги.

Ночью, когда все уснули, он увидел на другом берегу реки сияние. Из воздуха сотворился мост, по которому Прохор перешел через реку, в лесной чаще он увидел икону Божьей Матери, излучавшую свет.

Помолившись перед иконой, Прохор вернулся к спутникам и рассказал им о случившемся. Дождавшись утра, нашли лодку и пришли на то место, которое указал Прохор. И нашла здесь икону и посох епископа, которые тот оставил около иконы, когда молился.

На месте, где была найдена икона, за день воздвигли обыденный храм. После там был основан Толгский монастырь, долгое время хранивший одну из самых почитаемых на Руси икон Пресвятой Богородицы.

Но чудо появления на Ярославской земле Толгской святыни было тесно связано не только со строительством монастыря, но и с возведением на правом берегу Волги, в селе Иваньково, храма освященного в честь образа Спаса Нерукотворного.

Сохранилось устное предание, согласно которому святитель Трифон и его спутники, путешествуя по нашему краю, останавливались на ночлег именно там, где сейчас располагается этот храм.

Стройный, с нарядными зелеными куполами, стоит он в месте живописном и тихом, удаленном от шумных городских магистралей.

Построенной около середины 18 века /в 1749 г./, он стойко хранит древнерусские традиции, проявившиеся в облике стройных Шатровых колоколен и в неизменном пятиглаве. Ранее в этом месте был деревянный храм.

Храм Нерукотворного Образа Спасителя был построен на средства прихожан. Приход по данным на 1908 год состоял из 8 селений: Иваньково, Брагино, Волкуши, Зманово, Редковцино, Фрольцево. Всего прихожан 597 мужчин, 607 женщин.

В церкви имелось два престола: Всемилостивого Спаса и Покрова Пресвятой Богородицы.

За церковью с северной стороны с 1799 г. находился Архиерейский дом со службами, в нем в летние месяцы пребывали Архиепископы Павел, Антоний, Филарет и Симеон. При последнем Архиепископе в 1823 году дом перенесен в Толгский монастырь.

В церкви находилась особо чтимая прихожанами древняя чудотворная икона Всемилостивого Спаса, пожертвованная В.И. Стрешневым.

Икона украшена богатой ризой и ежегодно приносилась в Ярославль единовременно с иконой Толгской Пресвятой Богородицы во время крестного хода.

В селе Иваньково при перевозе через реку Волгу находился столб-часовенка со святой иконою Спасителя внутри.

В память 900-летию крещения Руси /в 1888 г./ в селе поставлен чугунный крест на каменной тумбе со священными изображениями и надписью, обнесенный железной решеткою.

В настоящее время ни столб-часовенка, ни крест не сохранились.

При церкви имелись церковный дом для священника и каменная церковная сторожка, земли – 35 дес. 2269 кв. саж.

В селе Иваньково с 1882 г. существовала земская школа. В ее содержании участвовали земство, местное сельское общество  и попечительница Надежда Ивановна Вахрамеева.

За медицинской помощью прихожане обращались частью в Ярославль (6 верст), частью в село Норское (5 верст до врачебного пункта), обращались также за лекарствами в аптеку при Толгском монастыре (из села Иваньково); при заводах Бурчихинском химическом (в 1 версте от села) и белильном Оловяшникова (при деревне Волкушах) имелись больнички и аптечки, где не отказывали в лекарствах.

По имени храма Спаса Нерукотворного село Иваньково в прежние времена называлось Спасское.

Почти сплошь все село по данным управы по статистике на 1904 год занималось веревочным промыслом и это наложило на него своеобразный отпечаток.

Уже при въезде в село бросались в глаза десятки вертящихся колес позади изб, на задворках, длинные нити веревок, протянутые на грабельках, воткнутых в землю.

Все село словно одна веревочная фабрика. Трещат колеса, жужжат волокна пеньки, сращиваемыев нити, проворно снуют взад и вперед, как разноцветные паучки, сами прядильщики.

В селе занимались веревочным промыслом до 180 человек и таким образом оно являлось самым крупным центром веревочного производства (кустарного) в Ярославской губернии.

Его возникновение теряется в седой старине и может быть объяснено только теми общими экономическими условиями жизни Поволжья, которые в свое время выдвинули на первый план речное судоходство и связанные с ним отрасли судостроения, смолокурения, витья веревок и канатов и прочего.

Относительно возникновения промысла в селе Иваньково существуют две версии. По одной из них промысел своим возникновением обязан помещику Нарышкину, который в очень давние времена, более 100 лет тому назад, выписал в село Иваньково семью веревочников из своего имения где-то в низовьях Волги.

По другой версии – промысел введен помещиками, князьями Салтыковыми из вотчины которых в Болобаноской волости Рыбинского уезда были переселяемы крепостные в Иваньково. Больших оброков для крепостных не делали. Рядом в Ярославле был хороший сбыт – и промысел привился.

Обыкновенно веревочники стараются сполна привлечь всю семью к производству: работают дети с 7-8 лет, старики и старухи и даже слепые.

Широкое участие в промысле детей и подростков школьного возраста вредно отзывается на грамотности молодого поколения.

Ряд корреспондентов отмечает указанное явление. Веревочный промысел, - пишет священник Александр Писаревский из села Иваньково, - неблагоприятно влияет на грамотность…В бедных семьях, где дорог рабочий, замечается удерживание детей от школы: детей школьного возраста оставляют для разбивки рогожки или как вертельщиков.

В результате почти поголовная безграмотность среди женщин и очень невысокий процент грамотных среди мужчин-веревочников (среди мужчин грамотных 58,7%, среди женщин 24,8%). По меркам 19 века это высокий процент грамотности.

Рабочий день начинается летом в 4-5 часов утра. Зимой в то время еще темно – и поэтому до рассвета веревочники работают в чесальне при лампе. Кончают работу зимой в 7 часов, летом в 9 часов.

Работа в веревочных заведениях продолжается круглый год с перерывом на время сенокоса и уборки хлебов. В течение этого перерыва работают только урывками между делом.

Некоторым подспорьем к промыслу, хотя и очень плохим, является для кустарей земледельческое хозяйство, потому что селения с веревочным промыслом принадлежат к числу особенно малоземельных, в этом отношении резко выделяется село Иваньково с его принудительными сдачами крупных земельных участков в аренду военному ведомству под стрельбище.

Давая населению ничтожный заработок, веревочный промысел наносил здоровью работающих сильный ущерб. Корреспондент Норской волости писал: «На физическое развитие промысел оказывает задерживающее влияние: с малых лет, иногда с 8 и раньше приставляют мальчика или девочку к колесу, и работают они через силу. Прядильщик при работе находится в полусогнутом положении, и хотя особенных болезней между рабочими нет, но, в общем, веревочники народ не рослый, часто ниже среднего».

Работа круглый год – и зиму, и лето – происходит на вольно воздухе. Единственное прикрытие от ненастья и снега – шалаш, под которым вертит колесо колесник.

Зимой в стужу, когда приходится работать голыми пальцами, руки у прядильщиков стынут, трескается кожа. Ревматизм – одна из «излюбленных» болезней веревочников.

Прядильщику постоянно приходится работать с согнутым станом и искривленными колесом ногами (подошвы ног внутрь).

Сгорбленный стан, голова, втянутая в согнутые плечи, искривленные дугою ноги, вывернутые внутрь ступни, неровная трясущаяся походка – вот краткая характеристика кустарей-прядильщиков, проработавших 20 и более лет.

В советское время в Иваньково также работала артель «Веревочник», здание которой сохранилось до настоящего времени.

С деревней Иваньково связано имя известного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

В семье Саврасова, когда они жили в течение пяти месяцев на Волге, произошло несчастье: скончалась маленькая дочка.

Трагические события в личной жизни художника натолкнули его на мысль о создании одной из наиболее драматически напряженных картин этого периода «Могилы над Волгой».

Сохранился и беглый карандашный набросок маленькой могилки над рекой с короткой авторской надписью «Могила моей дочери». Этот набросок был сделан в 1871 г. в Ярославле. Дочка А.К. Саврасова была похоронена на Иваньковском кладбище. В настоящее время могила ее затерялась.

Храм Спаса Нерукотворного Образа был закрыт в 1941 году. Иконостас сожжен. В церкви находился склад, где держали зерно.

Вновь храм открыли в 1990 году. С 1991 г. священником храма стал отец Алексей Юхно.

Работа предстояла большая. Нужно было полностью восстановить освященный в честь образа Покрова Божьей Матери второй придел храма, где были разрушены свод и стены. Необходимо было заняться внутренней отделкой, сделать настенные росписи.

В восстановлении храма принимал участие известный ярославский реставратор С.Е. Новиков, под руководством которого восстанавливались стены, свод и крыша храма.

С 1994 г. при храме работает библиотека, которая насчитывает около 3 тыс. экземпляров книг духовного содержания и видеоматериалы. Работает воскресная школа и школа домашнего образования, в которой учатся дети с 1 по 9 класс.

Жизнь около храма течет по особому, несуетно. Глубокая православная вера, желание служить Богу словом, делом и поклонением объединили вокруг церкви людей разного возраста и разных профессий, которые решили жить одной семьей и вместе трудиться на благо своего храма. Жизнерадостность, оптимизм, доброжелательность по отношению к друг другу – вот что отличает членов общины.

Есть у настоятеля храма Спаса Нерукотворного Образа и членов общины мечта: построить рядом с церковью приют для престарелых людей и детей, оставленных родными, а также православную школу, поскольку будущее нашей Родины не мыслят они без духовного возрождения русской нации. А оно, по их мнению, тесно связано с православной культурой, нравственностью и мировоззрением.

 

 

Составитель: Давыдова О.Ю.

 

 

 

 

 

 

http://zan72.ucoz.ru/ycheniki/schoolbooks.jpg
Меню